msustinov (msustinov) wrote,
msustinov
msustinov

Архангельская мореходка - тогда и сейчас

Оригинал взят у andrey_ka23 в Архангельская мореходка - тогда и сейчас
В рамках рабочего визита в Архангельск для участия в IV Международном форуме "Арктические проекты – сегодня и завтра" состоялась встреча ректора Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, профессора Сергея Олеговича Барышникова с курсантами 1 курса Арктического морского института имени В.И. Воронина.


После мероприятия редакция мне посчастливилось провести интервью с Сергеем Олеговичем Барышниковым и директором Арктического морского института Еленой Альбертовной Смягликовой.

Арктический морской институт имени В.И. Воронина - кузница морских кадров с более чем двухвековой историей. Учебное заведение ведет свою историю с 23 марта 1781 года, с момента выхода Указа императрицы Екатерины II об открытии мореходной школы в Холмогорах.

Подготовка кадров в Арктическом морском институте им. В.И. Воронина осуществляется в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (СПО) и Международной Конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты. В настоящее время институт ведет подготовку по двум специальностям очного и заочного обучения: "Судовождение" и "Эксплуатация судовых энергетических установок", и предлагает широкий спектр программ ДПО. Среди первоочередных задач развития института - возвращение высшего морского образования, в том числе с использованием и дистанционных технологий обучения.

Сегодня в Арктическом морском институте имени В.И.Воронина учатся 546 курсантов на очном и 225 на заочном отделении. Учебный процесс, методическую и воспитательную работу в институте осуществляют более 100 высококвалифицированных преподавателей и сотрудников.

Для организации плавательной практики институт сотрудничает с судоходными компаниями, среди них "Северное морское пароходство", "Северное речное пароходство", "Белфрахт", "Архангельский морской торговый порт", "Росморпорт", "Северное УГМС", "Мурманское морское пароходство" и другие.

- Что влечёт юношей и девушек в мореходку?

Сергей Барышников: - На этот вопрос есть несколько ответов. Первый - значительная часть курсантов из морских династий: у кого-то здесь учился прадед, дед или отец, у кого-то брат. Практически все семьи курсантов института, так или иначе, были связаны с флотом. Второй - экономика претерпевает серьёзные изменения, как в регионе, так и в стране в целом, моряки всегда востребованы и на военном, и на гражданском флоте. Выпускники нашего института уверены в будущем!

2. Ректор Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, профессор Сергей Олегович Барышников.


На сегодняшний день нехватка квалифицированных кадров в море и на реке примерно 10-12%. Родители курсантов понимают, что после окончания обучения выпускники будут востребованы и не окажутся в числе безработных. Во время учёбы на третьем и четвёртом курсе лучших из них отбирают судоходные компании, а после получения образования приглашают к себе на работу. За многие годы выпускники института востребованы как на судах, так и на берегу.

3. Директор Арктического морского института Елена Альбертовна Смягликова.


Елена Смягликова: - И, конечно, молодых людей влечёт и романтика. Когда мы слышим слово "моряк", то первое, о чём мы думаем, - это интересные походы в море. Раньше это была одна из немногих возможностей побывать в других странах, увидеть что-то новое. Сейчас романтики стало меньше, молодежь стала более прагматичнее.

Мы уже несколько лет отмечаем возрождение интереса к морским специальностям. Многие абитуриенты, приходя в институт, задают вопрос: " Где я потом буду работать и сколько получать?". Эти вопросы радуют, потому что человек выбирает профессию сознательно, а не так, как раньше - "сейчас я выучусь, а потом посмотрим, или родители решат, где я буду работать". То есть, наша молодёжь стала раньше взрослеть и более серьезно подходить к выбору профессию. Отмечу, что большинство курсантов привлекает то, что они гарантированно будут трудоустроены с хорошей зарплатой. Какие бы ни были трудные годы, моряки по сравнению с другими категориями граждан всегда жили хорошо, и востребованность в них была большая.

4.


- Выходят ли на вас судоходные компании по поводу приёма на работу ваших выпускников?

С.Б.: - Регулярно с третьего курса мы устраиваем встречи с представителями компаний, которые рассказывают о себе. Они смотрят списки обучающихся, и начинают работу с курсантами, чтобы потом привлечь их к себе на работу. Мало того, с некоторыми курсантами они заключают договор и начинают доплачивать им стипендию, привлекают их к себе на практику.

5. Группа кадетов Архангельского морского кадетского корпуса на экскурсии в музее морского института.


- Перспективы развития Арктического морского института имени В.И. Воронина.

С.Б.: - Государство стало проводить более твёрдую позицию соблюдения государственных стандартов при обучении, и именно поэтому были созданы вертикально-интегрированные образовательные комплексы, к которым в качестве филиалов присоединились такие учебные заведения как АМИ. Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова прикладывает все усилия для развития филиала в Архангельске.

6.


В данный момент мы активно внедряем применение дистанционных технологий обучения, благодаря которым можно, например, компенсировать нехватку преподавателя в Архангельске. Вместе с тем, в АМИ есть опытные преподаватели, капитаны, которые могли бы помочь головной организации в Санкт-Петербурге.

Благодаря дистанционному обучению мы можем экономить расходы по тренажёрной подготовке. ГУМРФ – одно из немногих учебных заведений в России, где осуществляется обучение (подготовка и переподготовка) специалистов морской транспортной сферы по программам с помощью веб-технологий.

7.


- Насколько востребованы выпускники?

С.Б.: - На Международном форуме "Арктические проекты - сегодня и завтра" в Архангельске обсуждалось строительство глубоководного порта, что повлечёт за собой привлечение специалистов гражданского флота. При осуществлении таких проектов в несколько раз вырастет количество рейсов, прибытие судов как в город Архангельск, так и в другие города России и мира. Уверен, что работой будущие моряки будут обеспечены.

8.


- Где ученики мореходки проходят практику и вырабатывают ценз для получения дипломов? Охотно ли их берут судовладельцы?

С.Б.: - -Вопросу по плавательной практике мы уделяем большое внимание. И ГУМРФ, и АМИ выдают диплом об образовании, а Морские администрации портов рабочий диплом на основании отчетов о плавпрактиках. Во время учебы судоводители, а теперь и судомеханики, должны 12 месяцев находиться в море, вырабатывая свои профессиональные умения и навыки, причём на определённых судах, и это крайне важно.

9.


В ГУМРФ заключён 41 договор с различными компаниями. Это перспективно, когда компания присматривается к курсантам, а затем сама обязуется взять их на практику. Еще пример, после второго курса обучения ребята проходят практику и на учебном парусном судне "Мир". Но невозможно провести все наши филиалы через парусник, направляем лучших курсантов. Так, весной текущего года 6 обучающихся АМИ в числе 199 курсантов-практикантов бороздили просторы Атлантического океана. Через два месяца они получили свой первый морской документ - "Свидетельство вахтенного матроса" или "Свидетельство вахтенного моториста".

10.


Есть проблема – устройство на плавательную практику несовершеннолетних курсантов. Многие компании и организации не хотят брать их на практику. Вопрос с их практикой решится со строительством нового учебного грузового судна с увеличенной надстройкой машинного отделения и аудитории для учебных занятий. Судно для прохождения первоначальной практики спроектировано и в скором времени будет построено.

11.


- Я слышал, что набор 2016 года в АМИ превзошёл все ожидания. Так ли это?

Е.С.: - Впервые за многие годы в институте была проведена достойная приёмная компания. Конкурс аттестатов составил два человека на место, и средний балл документа об образовании в этом году у абитуриентов достаточно высокий. Мы выбрали лучших. Ребята пришли к нам по двум направлениям - судоводители и судомеханики. Более того, и на заочное отделение впервые за многие годы был большой конкурс. Заполнены все бюджетные места и заключены договоры на внебюджетное очное и заочное обучение.

12. Ремонт спортивной площадки.


В 2016 году в АМИ на первый курс очного обучения зачислены 230 курсантов и 50 обучающихся на заочное отделение. География обучающихся - Архангельская область (основная часть курсантов), Московская, Ленинградская, Вологодская, Мурманская, Костромская, Белгородская, Воронежская, Челябинская области, Республика КОМИ, Дагестан, Карелия, Краснодарский и Ставропольский край, а также зарубежные страны - Республика Беларусь, Латвия и Украина.

Отмечу активность курсантов-первокурсников, они обладают самыми разнообразными навыками и способностями. Многие серьезно занимаются спортом и физической культурой - есть обладатели первого взрослого разряда по биатлону, второго взрослого разряда по хоккею, достижения в настольном теннисе, дзюдо и других видах спорта. Кроме этого ребята проявляют себя и в творчестве - играют на музыкальных инструментах, занимаются вокалом.

13.


С.Б.: - Хочу прокомментировать, дополнить слова директора - "впервые за многие годы".

Елена Альбертовна приступила к выполнению своих обязанностей в должности директора Арктического морского института меньше года назад, в декабре 2015 года. Она грамотно подобрала "свою команду", назначила ответственных лиц по направлениям деятельности, выстроила информационную политику, и это сыграло свою роль во время приёмной кампании. Была чётко организована работа сайта института, где постоянно обновляются новости, есть необходимая информация для будущих абитуриентов и их родителей.

В настоящее время в стране отмечается рост интереса к среднему профессиональному образованию. Раньше люди стремились получать высшее образование - получу диплом, а дальше видно будет - теперь всё иначе. В результате и средний балл аттестата поступающих стал выше, конкурс два человека на место. В этом году возросло число поступающих из других регионов России.

14.


- Обновляется ли учебная база?

Е.С.: - Данному вопросу мы уделяем первоочередное значение. Благодаря Агентству морского и речного транспорта Российской Федерации и ректору ГУМРФ Сергею Олеговичу Барышникову постепенно обновляется материально-техническая база института, это необходимо для учёбы курсантов, качественной подготовки и переподготовки специалистов морской отрасли.

15.


Практические навыки должны отрабатываться на специальных тренажёрах. В нашем институте есть Региональный центр дополнительного профессионального образования, где проходит повышение квалификации, подготовка и переподготовка различных специалистов судоходных компаний Арктического региона.

Обновление тренажёрной базы будет завершено в январе следующего года. Благодаря дополнительным финансовым вложениям из внебюджетных средств института мы модернизировали два учебных компьютерных класса. Проведены косметические и ремонтные работы в институте, косметический ремонт в кубриках курсантов и общежитии, завершаем работу на спортивной площадке на территории института. В планах на 2017 год - ремонт тира и актового зала.

16.


- Как курсанты владеют английским языком и как его учат?

С.Б.: - Английский язык обязательно входит в учебную программу, его знание для моряка крайне необходимо, потому что под каким бы флагом ты ни работал, общение с иностранцами неизбежно.

17.


- Сергей Олегович и Елена Альбертовна, спасибо за интервью и успехов Вам в столь нужном деле!

18.


19.


20. Документы, которые потребуются выпускнику для выхода в море.



Источник


Tags: Россия, флот
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments