msustinov (msustinov) wrote,
msustinov
msustinov

Как правильно давать обратную связь в общении ?

Обратная связь в общении. Что это такое?

Это умение замечать реакции собеседника и менять свое поведение до тех пор, пока вы не получите нужную реакцию.

Обратная связь отличается от наезда уже с самого начала. При наезде человек сразу считает себя правым и по умолчанию полагает, что он все ведающий и совершенно объективен. Причём это не мысль у него такая, а идущая фоном неосознанная жизненная позиция, которую он сам не отслеживает. Это очень конкретная претензия на роль Бога, т.е. хочу все контролировать, наслаждаться и всем благодетельствовать.

Когда же человек находится в осознанном состоянии, он отдаёт себе отчёт в том, что вообще-то он видит только малую часть картины и может ошибаться в своих суждениях. С самого начала он приходит говорить со своим оппонентом с намерением сначала собрать всю мозаику, а потом составлять своё впечатление о возникшей ситуации. С самого начала человек понимает, что он вообще может быть сам не прав, и нужно аккуратно всё прояснить. Это ученическое настроение.
Вот это самая важная часть.

Чтобы быть объективным и не впадать в иллюзию можно использовать метод обратной связи "Я"-сообщение.

Чтобы говорить таким образом, очень важно находиться на сильной платформе — быть в изобилии. У тебя прикрыты тылы, тебе нечего бояться, хорошее настроение, жизнь в целом удалась. Но вот случилась небольшая оказия, от неё никто не умер, но обсудить всё равно надо бы, чтобы ещё улучшить ситуацию.
Нужно понимать, что в продуктивном разговоре мы можем оперировать только достоверной информацией, фактами. И вот тут интересно! Что является достоверным, если даже наше собственное непосредственное восприятие может подводить? Можно вспомнить множество примеров оптических иллюзий. О том, чтобы заглянуть в другого человека вообще нет речи.
«Ты какой-то смурной» — домысел на основе вывода после субъективного восприятия, не является фактом.
«Ты выглядишь хмурым» — вывод из субъективного восприятия, не является фактом.
«Мне кажется, ты сейчас какой-то более хмурый, чем обычно. Что-нибудь случилось?» — открыто обозначенное субъективное восприятие, но это является фактом! Факт в том, что я именно так вижу ситуацию, но не факт, что я вижу её объективно.
На факты можно опираться.
Или ещё примеры:
«Ты забыл про нашу годовщину! Ты меня не любишь!» — домысел на основе вывода после субъективного восприятия, не является фактом.
«Ты забыл про нашу годовщину! Ты меня обидел!» — вывод из субъективного восприятия, строго говоря не является фактом, потому что не учтены мотивы человека. Для человека это звучит как обвинение в том, что он намеренно хотел обидеть.
«Ты забыл про нашу годовщину! Мне было обидно!» — казалось бы это правильно, но нет: вывод из субъективного восприятия. Не факт, что человек забыл (ну мало ли что там случилось?), не нужно делать за него вывод.
«Ты вчера ни слова не сказал про нашу годовщину, которая была вчера. Я подумала, что ты забыл и мне было очень обидно» — чистый, совершенно обезоруживающий факт.
Вот хорошая иллюстрация того, что даже то, что мы видим собственными глазами и с чем ну невозможно спорить, становится полной ложью, если посмотреть на ситуацию со стороны другого человека. А мы зачастую на основе таких «фактов» обвиняем других людей.
Наши чувства не совершенны и имеют четыре основных недостатка: мы впадаем в иллюзию, мы склонны забывать, мы склонны совершать ошибки и наши органы восприятия не дают реального представления о мире, в котором мы находимся. Глаза не видят ночью, нос не такой острый как у собаки, ухо не слышит, что происходит за стенкой и д.т. Но так или иначе на основе наших несовершенных чувств мы формируем свое преставление о мире и об окружающих нас людях.

Ниже приведенный ролик наглядно демонстрирует несовершенство восприятия.

Tags: отношения, психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments